В Индии сегодня отмечается Праздник «Парашурама Джаянти» (Parashurama Jayanti) —это день рождения Парашурамы.
Парашурама — что буквально означает «Рама с топором», был шестым воплощением Господа Вишну и легендарным учителем шайвизма. Он изображается как воинственный аскетичный шрамана с боевым топором в правой руке и упоминается в Пуранах, Махабхарате и Рамаяне. Парашурама из рода Риши Бхригу, он родился у мудреца-брамина Джамадагни и Ренуки (которая была дочерью кшатрия) и был младшим из пяти сыновей. По пророчеству Бхригу, Парашурама несмотря на то, что родился в семье брахмана, обладал также качествами кшатрия, поэтому его называют «брахма-кшатрий», обладающий навыками обеих варн.
С раннего возраста Парашурама проявлял интерес к овладению стрельбой из лука. Являясь пылким преданным Шивы, он отправился в Гималаи совершать тапасью, для получения от Шивы благословения и навыков мастерства стрельбы из лука. Шива был очень доволен преданностью Шри Парашурамы и подарил ему множество божественного оружия, среди которого был нерушимый топор — Парашу́, а также научил Парашураму Шастра-видье – боевым искусствам и искусству ведения войны. Парашурама считается одним из основателей древнейшего индийского боевого искусства — Каларипаятту.
Родители Парашурамы были великими духовными подвижниками, его мать Ренуки Деви управляла водными стихиями, а его отец Риши Джамадагни — огнем.
Существует несколько легенд про Парашураму, одна из которых связана с его родителями.
Однажды Джамадагни заподозрил Ренуки Деви в нечистой мысли и разъяренный он приказал отрубить ей голову. Старшие сыновья не посмели этого сделать. Тогда он приказал Парашураме и Парашурама, обладавший совершенной верой в божественность своего отца и безоговорочным послушанием, подчинился ему. Риши Джамадагни был очень доволен своим сыном и сказал, чтобы Парашурама просил его о любом благе. Парашурама попросил оживить его мать, тогда Джамадагни, который обладал Дивья Шакти (божественными силами), вернул жизнь Ренуки Деви.
Риши Джамадагни и Ренуки Деви были благословлены не только тем, что Парашурама был их сыном, но и также божественной коровой Камадхену.
Однажды царь Картавирья Сахасрарджуна возвращался с войны и остановился на отдых в ашраме Джамадагни. Джамадагни и Ренуки оказали гостеприимство королю и благодаря Камадхену легко накормили всю его армию. Изумлённый царь захотел, чтобы Камадхену стала принадлежать ему, но Джамадагни отказался, потому что божественная корова нужна была ему для совершения его священных ритуалов. Тогда Картавирья украл Камадхену. Пришедший в ярость Парашурама убил Картавирью, отрубив своим топором каждую его руку, которых по легенде у враждебного царя была тысяча и столько же разновидностей оружия, и вернул Камадхену в ашрам своего отца. Но Махариши Джамадагни был обеспокоен жестокостью поступка, совершенного его сыном, т.к. убийство суверенного короля – это даже больший грех, чем убийство брамина. Он посоветовал Парашураме отправиться в паломничество и совершить искупление совершенного им греха.
В качестве мести сыновья короля Картавирьи убили Джамадагни в отсутствие Парашурамы. Когда Парашурама вернулся в ашрам, он увидел своего убитого отца и двадцать одну рану на теле Джамадагни, от чего поклялся убивать всех неправедных кшатриев, избавляя от них мир двадцать один раз (каждое новое поколение). Таким образом Парашурама отомстил за своего убитого отца и предложил ему тарпану из крови кшатриев. После этого он совершил великую ягью для искупления греха убийства кшатриев и стал санньясином, пожертвовав всю завоёванную им землю Риши Кашьяпе, а все золото, лошадей и коров – брахманам. Отдав все земли Кашьяпе, Парашурама не мог более оставаться на них и отправился на юг.
ЗЕМЛИ КЕРАЛЫ
Существуют легенды о географическом происхождении Кералы, южной части Индии. Парашурама извлекает земли Кералы из морских вод, бросив свой боевой топор в море. Воды отступили и проявившаяся земля, стала именоваться Кералой. Согласно Пуранам, Керала также известна как Парашурама Кшетрам или Парашурама Бхуми, т.е. «Земля Парашурамы».
ШИВА И ПАРАШУРАМА
Однажды Господь Шива бросил вызов Шри Парашураме, чтобы в битве проверить его навыки в военном деле. Духовный учитель Шива и ученик Парашурама начали поединок, который длился двадцать один день. Уклоняясь от удара Тришула Шивы, Парашурама энергично атаковал Его своим Парашу. Он ударил Господа Шиву по лбу, от чего возникла рана. Шива был очень рад приобретённым боевым навыкам Парашурамы и сохранил эту рану как доказательство репутации Своего ученика. Одно из тысячи имен Господа Шивы khaṇḍaparaśave — разрубающий (по другой версии «ранен Парашу»).
ГАНЕША И ПАРАШУРАМА
Согласно Пуранам, Парашурама отправился в Гималаи, чтобы почтить своего Учителя, Шиву. Но его путь преградил Ганеша, который охранял покой Шивы, пока Он находился в медитации. Парашурама бросил топор в Ганешу. Зная, что перед ним божественный воин и что оружие было дано Парашураме его отцом, Ганеша позволил топору отрубить один из его бивней. Одно из имен Ганеши благодаря этой встрече — Экаданта или «Имеющий один бивень».
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» Парашурама упоминался как Гуру Бхишмы, Дроны и Карны, обучавший ключевых героев, сражавшихся в битве на Курукшетре на стороне Кауравов. Наставляя Карну, который был кшатрием, но скрыл своё происхождение от учителя, выдав себя за брахмана, Парашурама передает ему знание чрезвычайно мощного оружия Брахмастры («оружие Брахмы»). Но, как известно, все скрытое становится явным. Однажды Парашурама заснул, положив свою голову на бедро Карны. Змея подползла к Карне и укусила его, но, не желая разбудить своего учителя, он стерпел боль. Однако, кровь, сочившаяся из раны, разбудила Парашураму, и стало очевидным, что только кшатрий мог вынести такую боль и что Карна солгал своему Гуру, чтобы получить наставления. Парашурама проклял Карну сказав, что тот забудет знание Брахмастры, когда больше всего будет в этом нуждаться. Позже, уже во время войны на Курукшетре, Карне приснился сон, и он, подумав о своем Гуру, попросил Парашураму снять проклятие, которое он наслал много лет назад. Парашурама конечно же с самого начала знал, что Карна был кшатрием по происхождению, но считал его достойным учеником и поэтому наставлял его. Однако исход войны оставил бы мир в руинах, если бы правителем стал Дурьодхана, в отличие от Юдхиштхиры. По этой причине Парашурама попросил, чтобы Карна принял проклятие и попал в руки Арджуны, спасая этот мир.
ШРИ РАМА И ПАРАШУРАМА
Шри Рама и Лакшман возвращались из Митхилы в Айодхью через густой лес после свадьбы Рамы и Ситы. Им на встречу вышел Парашурама, услышавший историю о том, что Рама сломал лук Шивы, натягивая на него тетиву. Чтобы проверить мастерство Шри Рамы, он протянул ему свой лук. Шри Рама взял лук и стал натягивать тетиву. Ошеломлённый увиденным, Парашурама склонился перед ним, признав божественное начало в Раме и благословил его на исполнение цели его воплощения. После чего Парашурама поселился на горе Махендрагири.
Парашурама единственный аватар Вишну, который по легенде живет на земле и сейчас до окончания времен (махапралайя). Считается, что он до сих пор пребывает на горе Махендрагири в медитации.
КАЛКИ И ПАРАШУРАМА
В Калки-Пуране упоминается, что Парашурама будет военным гуру Шри Калки, десятого и последнего аватара Господа Вишну. Именно Парашурама наставляет Калки совершить долгую аскезу Господу Шиве, чтобы получить от Него небесное оружие необходимое для достижения окончания времён.
ПАРАШУРАМА В ТРАДИЦИИ НАТХОВ
Парашураму вместе с Кришной и Рамой в образах йогинов натхи рассматривают как сущность Сантошнатха — одного из девяти Нава-натхов, Вишну-аватара, основателя Рам-пантха (покровителем Рам-пантха могут называть самого Парашураму).
Парашурама, согласно версии натхов, также был учеником Горакшанатха, посвящен им в Насике (Траямбакешваре) и стал Парашураманатхом.
ПАРАШУРАМА И ПАТРА—ДЕВАТА
Парашурама, истребив многих кшатриев на земле, в поисках умиротворения и освобождения от содеянного пришел в Насик, чтобы на Кумбхамеле очиститься от грехов, совершить пуджи и омовения. Но у него не получалось избавиться от греха убийств. И когда Парашурама встретил Горакшанатха, он попросил у него садхану. Горакшанатх передал ему садхану, и Парашурама удалился в пещеру практиковать. По прошествии какого-то времени Горакшанатх пришел к нему и спросил, как проходит его садхана, но Парашурама не чувствовал, что он очистился от грехов многих убийств. Тогда Горакшанатх дал Парашураме свой кувшин (патру) положил в него нади и джанеу, кундалы, одежду йогинов (бхагава) и другие атрибуты и сказал Парашураме, чтобы тот вошел в море и там провел пуджу этой патре. Когда Парашурама взял ее и стал входить в воду, вода внезапно разошлась вокруг него. На этой явленной из моря земле он и провел свою пуджу. С того времени на данном месте образовался Кадари-матх, там есть известный храм, а патру эту натхи считают символом своей веры и йогической чистоты. Поэтому, когда на Кумбхамеле натхи проводят пуджу Патра-девате, на нее пускают только самых чистых йогинов.
ПАРАШУРАМА ДЖАЯНТИ
День рождения Парашурамы является важным праздником для браминов, поскольку он родился в брахманской семье. В этот день люди поклоняются Парашураме и соблюдают пост в его честь. Парашурама Джаянти обычно выпадает в день Акшая Трития, который считается одним из самых благоприятных дней в календаре индуизма, свободным от всех негативных влияний.
Явление каждого аватара указывает на определенный период времени, когда их воплощение на земле было наиболее необходимо, зачастую для восстановления дхармы и пути праведности.
Считается, что целью Парашурамы было избавить мир от притеснения правителей варны кшатриев — воинов и царей, которые сбились с пути дхармы и утратили почтение к брахманической культуре.
Источник: https://nathas.org/dictionary/parashurama/